Крупнейшая заброшенная подземная военная авиабаза в Европе


База называется Željava Air Base, расположенная на границе между Хорватией и Боснией и Герцеговиной у подножия горы Плешевица, недалеко от города Бихач, Босния. Самый большой подземным аэропорт и военная база — аэродром в бывшей Югославии, и являлся одним из крупнейших в Европе.
История
Строительство большой укрепленной авиабазы Željava или Бихачская, под кодовым названием «Объект 505», началось в 1948 году и было завершено в 1968 году. В течение двух десятилетий, на военный обьект было потрачено около $ от 4 до 6 млрд, это трижды объединенные текущие ежегодные военные бюджеты Сербии и Хорватия. Это был один из самых крупных и дорогих военно-строительных проектов в Европе.
В те времена подземными авиабазами обладали немногие страны и наличие военного сооружения подобного уровня было не без преувеличения статусным фактором для любого государства.


В связи с большой протяженностью территории Югославии для строительства Объекта было выбрано плато (330 м над уровнем моря, 15 км в длину и 5 км в ширину) у подножия горы Плешевица недалеко от боснийского города Бихач и деревни Питер Личко Селе (Хорватия). Строительные работы начались с возведения взлётно-посадочных полос и рулёжных дорожек будущего аэродрома. Чуть позже были начаты горнопроходческие работы в скальном массиве горы. Как оказалось, гора состояла из весьма прочного доломита, что с одной стороны усложнило работы и заставило искать новые методы строительства (устройство анкеров в горной породе, цементирование породы и т.д.), а с другой стороны это был положительный фактор для будущей надежности подземной крепости. Строительство производилось в режиме строгой секретности в 3 смены. На строительстве было задействовано 250 рабочих.

Роль объекта — установить, интегрировать и координировать общенациональный радар раннего предупреждения сети. Комплекс был спроектирован и построен, чтобы выдержать прямое попадание из 20— килотонн атомной бомбы, эквивалентную той, сброшенной на Нагасаки. По расчетам инженеров Желява могла выдержать прямое попадание ядерной бомбы эквивалентом до 20 килотонн. Но её судьбу решили не ядерные аргументы, а политическая игра в Югославских конфликтах 1990-х годов.

Главным преимуществом базы было стратегическое расположение перехвата и наблюдения на горе Pljesevica, в нервном центре передовой интегрированной сети ПВО, охватывающей воздушное пространство и территорию Югославии, и, возможно, намного дальше.

В течение двух десятилетий более 4 млрд £ было потрачено на его строительство.
Авиабаза Желява (Zeljava Air Base), она же Объект 505, база Бихач, комплекс KLEK — крупнейшая подземная авиабаза бывшей Югославии, одна из крупнейших подземных авиабаз Европы времен Холодной войны. В настоящее время брошена и почти забыта.


База была разрушена сербами, чтобы не допустить ее попадания в руки врага.
Подземные туннели, где некогда располагались целые эскадры самолетов.

Objekat 505 был одним из самых крупных военных сооружений в Европе.


Вплоть до 1992 года авиабаза Желява была самой мощной и хорошо защищённой авиабазой Югославии и одной из самых мощных в Европе.
В дополнение к своей главной роли в качестве защищенной радиолокационной установки, центр управления, а также обеспечить средства связи, авиабаза содержала подземные туннели для хранения двух полных эскадрилий истребителей, один разведывательный эскадрон, и связанных с ними объектов технического обслуживания. На сегодняшний день база часто служит в качестве маршрутной точки для нелегальных мигрантов.


Жуткое заброшенное место — военная база находится на хорватской границе с Боснией и Герцеговиной.

Установка для лиц, ищущих убежища было запланировано открытие в 2004 или 2005, но идея была оставлена, и новые планы были разработаны для того, чтобы стать частью военной подготовки и бараки из соседнего комплекса Удбине. Эта идея была отклонена в соответствии с соглашением между странами бывшей Югославии.
Многие разбитые самолеты в ходе конфликтов были оставлены на месте.
Подземная база по-прежнему окружена смертоносными минными полями.
Многие самолеты были уничтожены бомбардировками НАТО, остальные остались гнить под властью природы.
В настоящее время там бывают посетители, но это мигранты, которые иногда там ищут убежище.
Ржавеющие останки истребителей МиГ.
Выдвигали идею о том, чтобы подземные туннели использовать для выращивания грибов, а взлетные полосы превратить в трассы для автомобильных и картинг-гонок.

Похожие статьи


Обсуждение 0

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector